Стресс ребенка при адаптации к детскому саду: особенности и способы преодоления

Как помочь ребенку справиться со стрессом в детском саду АнтиСтресс

Стресс представляет собой неспецифическую реакцию организма, проявляющуюся в ответ на непривычные для него условия и требования. Поскольку ситуация является необычной для индивида, начинается процесс адаптации к ней. Большинство психологов считают, что адаптация к условиям детского сада происходит в течение приблизительно трех месяцев. Однако если у одного ребенка этот процесс проходит легко и незаметно, то другой в принципе не может привыкнуть к посещению детского сада — ни через три месяца, ни через четыре, ни через год.

☑ Проявления стресса у ребенка

Симптомы, указывающие на наличие стресса при адаптации к детскому саду, возникают в разном возрасте. В данный период дети часто чувствуют психоэмоциональное напряжение, злость, агрессию, страх, печаль. Поэтому стресс по причине необходимости посещения детского сада может возникать и в возрасте 2 лет, и в 5 лет.

Стресс у детей в детском саду проявляется различными способами, при этом малыши не всегда выражают чувства словами. Рассмотрим несколько симптомов, на которые стоит обратить внимание:

  • Изменения в поведении. Вспыльчивость, агрессивность, утрата интереса к играм.
  • Частый плач и капризы. Тревога, беспокойство.
  • Ухудшение аппетита. Отказ от еды либо переедание.
  • Бессонница, кошмары. Сложности с засыпанием, короткий сон, ранние пробуждения.
  • Частые простуды, насморки. Ослабление иммунитета.

Проявлениями стресса выступает и возврат к ранним детским привычкам, появление чрезмерных страхов у ребенка. Данные поведенческие реакции возникают по причине нагрузки, которую испытывает детская психика в процессе адаптации к новой реальности. С их помощью ребенок пытается преодолеть чувство тревоги, беспокойства. Среди таких реакций, к примеру, постоянное обращение к старым, привычным предметам. Ребенок может снова начать сосать соску или же играть в старые игрушки, которые давно были для него неинтересными. Чрезмерные страхи проявляются, к примеру, в нежелании ложиться спать — ребенок боится уснуть и не проснуться. Эмоциональное напряжение становится причиной непроизвольного мочеиспускания.

Тревожным симптомом сильного стресса у ребенка выступают вспышки агрессивности, адресованной ко взрослым, братьям и сестрам, домашним питомцам. У некоторых детей психоэмоциональное перенапряжение проявляется в форме дефектов речи. До начала посещения детского сада ребенок мог говорить с незначительными дефектами, но затем эти нарушения обостряются.

Если ребенок находится в плохом настроении, испытывает тревогу или страхи, замыкается от общения — данные симптомы нельзя оставлять без внимания. Нежелание участвовать в играх, избегание группы, выражение негативного мнения о детском саде, негодование перед походом в сад и прочие признаки неудовольствия говорят о дезадаптации. Малыш переживает стресс и в данной ситуации у него обострена потребность в родительской заботе.

Стресс ребенка в детском саду

Почему возникают трудности с адаптацией?

Детский сад имеет много плюсов. С его помощью взрослые разгружаются от забот. Посещение детского сада является важным и для социальной адаптации ребенка. Оно является одним из значительных этапов в жизни малыша, способствующим формированию навыков взаимодействия с окружающим миром и сверстниками. Его социальная среда позволяет детям учиться совместному взаимодействию, развивать навыки общения, делиться игрушками, общаться в коллективе. Детский сад становится местом, где ребенок осваивает нормы поведения, учится решать конфликты и развивает независимость.

Общение с другими детьми и воспитателями в детском саду способствует формированию эмоционального интеллекта, развитию адаптивных стратегий поведения. Дети учатся выражать переживания, учитывать чувства других, строить хорошие отношения с окружающими. Посещение детского сада формирует фундамент для дальнейшего обучения ребенка и его успешности в социальном плане.

Но эти же преимущества оборачиваются и главными недостатками детского сада. Ребенок получает здесь не только положительный опыт, но и усваивает деструктивные поведенческие модели. Одни начинают ябедничать на сверстников, другие — проявлять агрессию, командовать. Третьи становятся заложниками негативной обстановки и учатся терпеть унижения, подчиняться. Нередко разрушительные модели дети усваивают от взрослых, работающих в детском саду, копируя их. Нахождение в подобной обстановке переносится малышом тяжело. Его психика начинает давать сбои.

Даже если атмосфера в детском саду остается здоровой, процесс адаптации к ней может служить причиной психоэмоционального стресса у ребенка, привыкшего постоянно находиться в безопасной и привычной обстановке, рядом с родителями. В детском саду же его ожидает совершенно другое окружение — большое количество сверстников и одна воспитательница. На процесс адаптации влияют и индивидуальные особенности малыша. Если у него изначально может быть повышенная тревожность, которая с началом посещения детского сада усиливается еще больше.

Подготовка к посещению сада

Чтобы поход в детский сад не вызывал у ребенка стресса (или чтобы минимизировать проявления психоэмоционального напряжения), стоит начинать подготовку к саду как можно раньше. Постепенно переходите к режиму, который будет близким к тому, что предлагают в детском саду. Создайте стабильный график сна и бодрствования, приема пищи и игр, чтобы ребенку было проще привыкнуть к дисциплине. Если имеется возможность, познакомьте малыша с будущими воспитателями, чтобы он имел представление о том, кто будет о нем заботиться во время посещения детского сада. Полезными будут и несколько пробных дней пребывания до начала регулярных занятий. Они помогут малышу освоить новое пространство, познакомиться с другими детьми.

Адаптация к детскому саду. Полезные рекомендации

Для многих детей детский сад становится первым серьезным шагом в сторону самостоятельности и социальной адаптации. Именно поэтому крайне важно, чтобы ассоциации с этим новым этапом в жизни ребенка были положительными. Родителям стоит приложить усилия в сторону создания позитивного ожидания, обещая малышу после каждого дня в детском саду нечто приятное или устраивая веселое времяпровождение по вечерам. Даже у взрослых в плане мотивации этот прием зачастую оказывается очень действенным. Именно позитивные ожидания, как полагают психологи, лежат в основе ожидания новогодних праздников, Рождества. У детей этот механизм выражен еще сильнее. Однако для того, чтобы он был действенным, ни в коем случае не обманывайте ребенка и исполняйте все обещания.

В первые дни адаптации к детском саду стоит уделять особое внимание постепенному увеличению времени пребывания ребенка в коллективе. Не следует оставлять малыша в детском саду больше двух часов. Постепенное увеличение времени пребывания помогает привыкнуть к новой обстановке, создает плавный переход к полноценному пребыванию в дошкольном учреждении. В течение 2-3 недель, учитывая индивидуальные особенности ребенка, можно постепенно переходить к полным дням пребывания.

Забирая ребенка из сада, уделите внимание и впечатлениям, которые малыш получил в течение дня. Поинтересуйтесь, как прошел день, что было интересного и веселого. Диалог такого плана будет способствовать формированию позитивного отношения к детскому саду, обеспечит его психологическую поддержку в процессе адаптации.

Если малыш проявляет признаки беспокойства (к примеру, начинает плакать), стоит в таких случаях всегда оказывать ему поддержку. Полезно взять его на руки, обнять, успокоить. Родительская забота поможет успокоить психику. Во время адаптации к саду ребенок может страдать от недостатка материнской ласки, которую он еще не так давно получал в избытке. Поэтому родителям определенно стоит прилагать усилия в сторону создания комфортной атмосферы, обеспечения дополнительной близости и заботы. Все это поможет ребенку пережить адаптацию в детском саду намного более успешно.

В вечернее время родителям (и особенно маме) стоит проводить с ребенком как можно больше времени. Можно поговорить о том, что волнует малыша в плане посещения детского сада, обсудить определенные аспекты — например, какую одежду он завтра наденет, будет ли брать игрушки. По выходным дням стоит уделять внимание тем видам деятельности, которые были освоены ребенком в течение недели в детском саду. Разумеется, график по выходным должен быть таким же, как и в будние дни.

  • Если малыш кардинально отказывается от посещения детского сада, стоит предоставить ему пару дней отдыха.
  • В этот период в общении с ним стоит делать акцент на позитивных аспектах посещения детсада, сфокусироваться на том, сколько хорошего там ждет малыша.
  • Главная цель родителей в любом случае заключается в том, чтобы любыми способами поддерживать ребенка, помогать ему в непростой период адаптации.

Если мысли о том, чтобы отправить ребенка в детский сад, вызывают у вас негативные эмоции и стресс, стоит немного подождать и подготовиться к этому жизненному этапу более тщательно. Ребенок всегда чувствует эмоции и состояние родителей. И если вы переживаете страх или напряжение, они влияют на процесс его адаптации в детском саду. Дети тонко реагируют на эмоциональную атмосферу в семье, в силу чего ваша уверенность или же ее отсутствие могут оказать значительное воздействие на комфорт ребенка. Перед тем, как принять окончательное решение, целесообразно и проконсультироваться с психологом.

Поделиться с друзьями
Оцените автора